ТРУД И ТРУДОУСТРОЙСТВО
Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Вносит изменения в: ФЗ от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
Принят закон об увеличении с 1 июля 2016 г. минимального размера оплаты труда до 7 500 руб. в месяц.
Напомним, что с 1 января 2016 года МРОТ в России составляет 6204 рубля, что всего на 4% больше прошлогоднего значения (5965 рублей).
СОБЛЮДЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА МИКРОПРЕДПРИЯТИЯХ
С 1 января 2017 года микропредприятия будут освобождены от обязательного издания локальных нормативных актов: правил внутреннего трудового распорядка, штатного расписания, положения об оплате труда и других. Все необходимые условия, которые, регулируются такими документами, должны быть включены в трудовой договор, заключаемый на основе типовой формы, утверждаемой Правительством РФ. От ведения и хранения трудовых книжек микропредприятия в настоящее время не освобождены.
Для организации своей деятельности микропредприятия также могут использовать типовую форму Устава ООО, предложенную в Проекте Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении типовых уставов, на основании которых может действовать общество с ограниченной ответственностью» (Федеральный закон от 29 июля 2015 года № 209-ФЗ).
Компания не сможет обосновать законность сокращения штата в отсутствие надлежащим образом оформленного штатного расписания. Локальные нормативные акты полезны также с налоговой точки зрения при обосновании расходов на оплату труда. Они формализуют внутренние процедуры компаний, графики отпусков и позволяют компаниям избегать нарушений трудового законодательства.
Для возможности реализации указанных положений микропредприятие должно быть зарегистрировано в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Для приобретения статуса микропредприятия компании необходимо выполнять одно из законодательных требований в отношении доли участия Российской Федерации (не более 25%); иностранных юридических лиц или крупных компаний (не более 49%) либо цели деятельности. Микропредприятием может быть также признана компания со среднесписочной численностью работников до 15 человек за предшествующий календарный год, а также компания, предельные значения выручки которой без НДС не превышают 120 млн рублей за год (с 1 августа 2016 года согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 265).
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ
3 октября 2016 года вступят в силу изменения в правовое регулирование оплаты труда работников.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» предоставляет работодателям право фиксировать конкретные даты выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовом договоре. Федеральным законом также был урегулирован давний предмет споров компаний с трудовыми инспекциями по поводу дат выплаты заработной платы работникам. Ранее практика некоторых работодателей устанавливать выплату заработной платы за прошедший месяц 10 числа, а 25 числа выплачивать аванс, подвергалась критике со стороны государственных инспекторов труда. В такой ситуации работник, устроившийся на работу в начале месяца, получал заработную плату с задержкой. Согласно новой редакции ст. 136 Трудового кодекса заработная плата подлежит выплате работникам не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Важно: это не означает автоматически, что все выплаты, входящие в состав заработной платы работника, должны быть выплачены ему до 15 числа следующего месяца. Правило может быть применимо только начисленным выплатам. Поэтому сама по себе эта норма не вызовет каких-либо существенных изменений в документах компаний, которые ранее установили даты выплаты заработной платы согласно законодательству и сложившейся административной практике.
Изменения в локальных нормативных актах компании и в отдельных случаях – трудовых договорах могут потребоваться в части установления размера процентов за задержку выплат работнику. Вместо действующей 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ будет применяться 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ.
Ст. 360 Трудового кодекса РФ дополнена основанием для проведения внеплановой проверки: контролирующие органы смогут внепланово проверять компании по обращению работников о нарушениях трудового законодательства, приведших к невыплате или неполной выплате заработной платы, других выплат, либо установлении заработной платы в размере менее МРОТ.
При выявлении нарушений контролирующие органы могут вынести предупреждение или наложить административный штраф на должностных лиц организации в размере до 20 000 рублей и до 50 000 рублей – на саму организацию. При повторном совершении аналогичного нарушения штраф для должностного лица составит 30 000 рублей или руководитель будет дисквалифицирован на срок до трёх лет, компания будет оштрафована на сумму до 100 000 рублей.
В случае невыплаты работнику заработной платы работник сможет обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе выплат при увольнении. Работник также сможет предъявлять иски о восстановлении нарушенных трудовых прав в суд по месту своего жительства.
Возможно, процедуру обращения в суд для работников упростит также вводимый в судах общей юрисдикции с 1 января 2017 года электронный документооборот. Работники и работодатели смогут подавать иски и жалобы в электронном виде, получать извещения и информацию о заседаниях в электронном виде. Некоторые суды общей юрисдикции уже начали вводить такую практику использования электронных систем в своей работе. Активность её использования напрямую зависит от уровня технического оснащения судов и их загруженности, поэтому пока предсказать популярность использования этих сервисов довольно сложно.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ
ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 3 июля 2016 года № 347-ФЗ устанавливается обязанность определения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, фондов, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений начиная с 2017 года. Несоблюдение этого правила может даже стать основанием для расторжения трудового договора с руководителем организации. Информация о средней месячной зарплате руководителей должна публиковаться на сайтах учреждений в сети «Интернет».
Банк России в своем информационном письме от 14 июля 2016 года № ИН-06-54/53 отметил, что организация системы оплаты труда в негосударственных пенсионных фондах, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, управляющих компаниях и страховых организациях не должна предусматривать стимулирование сотрудников на принятие избыточных рисков, которые могут привести к потере организацией финансовой устойчивости. Этим организациям рекомендовано разрабатывать систему оплаты труда в соответствии с политикой по управлению рисками. При выплате премиальной части заработной платы необходимо учитывать не только то, насколько большой доход получила организация от действий награждаемого сотрудника, но и каков был объем всех принятых на себя рисков организацией в связи с его действиями.
Среди рекомендаций также: постепенные и равномерные начисления и выплата переменной части заработной платы в течение периода, в который принимались риски, и регулярное, не реже одного раза в календарный год, полное и достоверное раскрытие информации о системе оплаты труда в организации.
ОХРАНА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Минтруд издал ряд актов, регулирующих вопросы охраны труда при выполнении:
Работ на высоте (Письмо Минтруда России от 25 мая 2016 года № 15-2/ООГ-1916 «По вопросу обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте согласно требованиям Правил по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Минтруда России от 28 марта 2014 года N155н»). Работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ, уровень которой подтверждается документом о профессиональном образовании или о квалификации.
Работ, связанных с подъёмом тяжестей (Письмо Минтруда России от 22 июля 2016 года № 15-2/ООГ-2247 «О работах, связанных с подъёмом и перемещением тяжестей»).
Монтажных работ (Приказ Минтруда России от 23 июля 2016 года № 310н «Об утверждении Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования»). Правила установлены в отношении как общих требований охраны труда, так и требований к территории организации, к производственным зданиям и площадкам, организации рабочих мест и производственных процессов. Минтрудом были предложены формы наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью и акта-допуска для производства работ на территории организации.
На рассмотрении Государственной Думы находился проект Федерального закона № 1015753-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях предотвращения незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы на объектах строительства». Законопроект конкретизирует составы и устанавливает ответственность владельца объекта строительства за заключение трудового или гражданско-правового договора с «нелегалами», их присутствие, размещение на объекте или их неправомерный допуск к работе на объекте строительства в нарушение требований миграционного законодательства. Штрафы за нарушения этих правил будут составлять до 50 000 рублей для должностных лиц, а для юридических лиц — до 1 000 000 рублей либо административное приостановление деятельности до 90 суток.
В государственную Думу был внесён проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)», согласно которому раздел X Трудового кодекса будет почти полностью переписан.
КВАЛИФИКАЦИЯ И ПРОФСТАНДАРТЫ
Законодатель продолжает развивать законодательство о профстандартах. Во исполнение ранее принятого закона об обязательности профстандартов в части квалификации был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Он призван регулировать проведение независимой оценки квалификации работников или кандидатов на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
С 1 января 2017 года для подтверждения соответствия квалификации соискателя или работника положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, центром оценки квалификаций будет проводиться профессиональный экзамен. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счёт его средств либо по направлению работодателя за счёт средств последнего. Затраты на проведение независимой оценки могут учитываться работодателем в расходах при налогообложении. Для граждан будут предоставляться социальные налоговые вычеты по НДФЛ в сумме фактических произведенных ими расходов.
По итогам экзамена центр оценки квалификаций выдает соискателю в тридцатидневный срок свидетельство о квалификации или заключении о прохождении профессионального экзамена. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся в специальный реестр.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»
Вносит изменения в: ФЗ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах»
Законодательство устанавливает случаи выплаты гражданам пособия по уходу за ребёнком и размеры такого пособия. Указанное пособие выплачивается лицам, работающим по трудовому договору и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком, в размере 40% среднего заработка до достижения ребёнком возраста полутора лет (ч.1 ст.11.1, ч.1 ст.11.2 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ч.1 ст. 14, ч.1 ст. 15 ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ (далее — Закон N 388-ФЗ) предусмотрено изменение приведённой гарантии, которое предполагает, что с 1 июля 2016 года указанные категории граждан будут получать не увеличенное пособие, а дополнительные ежемесячные выплаты на каждого ребёнка в размере 3 000 рублей до достижения возраста полутора лет и в размере 6 000 рублей — в возрасте от полутора до трёх лет (ст. 2 Закона N 388-ФЗ). При этом согласно ч.2 ст.8 Закона N 388-ФЗ, также вступающей в силу с 1 июля 2016 года, за гражданами, которые относятся к перечисленным категориям и которым ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в двойном размере до достижения ребёнком возраста трёх лет назначено до 30 июня 2016 года, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом N 1244-I в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 388-ФЗ (то есть в двойном размере), до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством РФ, а упомянутые ежемесячные выплаты по новой редакции Закона N 1244-I им не осуществляются.
Порядок не распространяется на граждан, которым до 30 июня 2016 г. назначено ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в двойном размере.
На ребёнка до 1,5 лет выплачивается 3000 рублей, в возрасте от 1,5 до 3-х лет — 6000 рублей. Деньги предоставляются одному из родителей (усыновителей, опекунов) с месяца возникновения права на выплату по месяц наступления оснований для её прекращения включительно. Перечислены содержание заявления о выплате и документы, необходимые для её предоставления.
Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. N 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 — 2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
СУД И СУДОПРОИЗВОДСТВО, НОТАРИАТ, АДВОКАТУРА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти»
носит изменения в:В УПК РФ АПК РФ ГПК РФФЗ от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»ФЗ от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» Кодекс административного судопроизводства РФ.
Внесены изменения в отдельные законодательные акты в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти. Закон направлен на создание современной и эффективной системы электронного документооборота в деятельности судов.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения в КоАП РФ.
В КоАп РФ появились новые составы правонарушений — неисполнение обязанности по ведению реестра членов ЖСК, осуществляющего строительство многоквартирных домов. Штрафы для должностных лиц — от 5 000 до 15 000 руб., для организаций — от 25 000 до 100 000 руб.