Думский комитет по госстроительству в понедельник рекомендовал депутатам принять во втором чтении законопроект Александра Агеева, который осенью 2014 года предложил наказывать должников временным ограничением права на управление автомобилями и водными судами до момента погашения задолженности. Однако ко второму чтению с подачи Правительства РФ документ претерпел серьёзные изменения. Он будет распространяться не только на злостных неплательщиков алиментов и тех, кто не возмещает вред, причинённый преступлением, не компенсирует моральный вред, но и тех, кто забывает оплачивать штрафы за нарушение ПДД, а сумма долга превысила 10 000 руб. Также он будет предусматривать ограничение действия не только прав на управление автомобилями и водными судами, но и на воздушные суда.
Выносить постановления о приостановлении действия специального права должника будут приставы, делать это они смогут по своей инициативе или по заявлению взыскателя. Но только в том случае, если долг подтвержден судебным актом или исполнительным документом, выданным на его основе. Извещать должника о своем намерении назначить такое «взыскание» они будут в общем порядке: повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи. В случае оплаты долга права человеку вернут на следующий день. Если должник, временно ограниченный в специальном праве, все же будет ездить за рулем, управлять самолетом, то ему будут грозить обязательные работы до 50 часов либо лишение специального права до одного года.
Вячеслав Лысаков, первый зампред думского комитета по госстроительству, оценивает, что под действие закона могут попасть порядка 300 000 должников. Он не будет распространяться на инвалидов или содержащих их граждан, а также тех, для кого автомобиль является основным законным источником средств к существованию либо единственным средством для обеспечения жизнедеятельности семьи с учетом ограниченной транспортной доступности постоянного места проживания.
В понедельник на комитете Агеев явно был удивлен тем, каким получился итоговый текст. Он предлагал распространить действие закона только на случаи неоплаты алиментов.
– Зачем по штрафам? – удивлялся он.
– Вы хотите перечеркнуть работу рабочей группы? У нас есть поправки правительства, – был непреклонен Лысаков.
– Ответственность должна быть по всем долгам, – пришёл ему на помощь единоросс Владимир Поневежский. – Алименты – да, может, более социально значимо.
– Я боюсь, что то, что начнем реализовывать [закон и ограничение в специальном праве], будет не крайней мерой, а формально будет применяться, – говорил Агеев, подчёркивая, что потом можно расширить действие закона.
Замдиректора Федеральной службы судебных приставов Татьяна Игнатьева была против сужения действия закона. Она сослалась на «повальную» неуплату штрафов. За одним из москвичей числится 1047 неоплаченных взысканий, озвучила пример она. Но Агеев стоял на своем и предлагал хотя бы значительно – до 50 000, до 100 000 руб. увеличить сумму долга по штрафам за нарушение ПДД, за которое будет полагаться временное ограничение в правах. Лысаков обещал сделать это в будущем.
В результате все же большинство думского комитета по госстроительству поддержало принятие законопроекта во втором чтении. Планируется, что его рассмотрение на пленарном заседании состоится в следующую пятницу. Если документ поддержат, то он начнёт действовать с 15 января 2016 года. Лысаков и Игнатьева обратили внимание на то, что с 1 января начнёт действовать принятый ранее закон о 50-процентном дисконте за быструю оплату штрафов, в течение 20 дней с момента выписки. «Это и логично, и технично, и красиво», – заявил Лысаков, оценив документы как кнут и пряник.
http://pravo.ru/news/view/122863/