Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова предлагает ввести в законодательство норму, обязывающую суды освобождать тяжелобольных заключённых по представлению медиков, пишет ТАСС.
По её словам, сегодня суды таким правом обладают, но это не является их обязанностью. Кроме того, омбудсмен предложила рассматривать Высшей квалификационной коллегии судей случаи отказа освобождения тяжелобольных осуждённых, если они затем скончались в местах лишения свободы.
За досрочное освобождение тяжелобольных заключённых выступают и правозащитники. Но оно не всегда возможно из-за проблем юридического характера, рассказала РБК общественный советник директора ФСИН Анна Каретникова. По её словам, и врачи, и судьи утверждают, что помимо тяжести болезни необходимо обязательно учитывать тяжесть преступления.
Кроме того, для снижения уровня смертности в российских тюрьмах необходимо медработников ФСИН переподчинить Министерству здравоохранения. Такая мера поможет устранить «круговую поруку», при которой медики руководствуются интересами ведомства, а не пациентов, улучшит условия содержания осуждённых и снизит число обращений в Страсбургский суд, сказано в докладе «Тюремная медицина», подготовленном директором правозащитной организации «Зона права» Сергеем Петряковым. Из доклада следует, что медпомощь в тюрьмах является одной из самых частых причин для жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). За последние пять лет Россия по решению ЕСПЧ выплатила около €565 000 в качестве компенсаций.
Одними из главных проблем в тюремной медицине являются нехватка специалистов, а также отсутствие сотрудничества между территориальными органами ФСИН и гражданскими медцентрами. Правозащитники говорят о том, что если такие контракты и заключаются, то администрация учреждений не всегда готова обеспечить этапирование пациента.