Аннотация
Регистрационный режим средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг в настоящее время в Российской Федерации осуществляют два органа исполнительной власти. Регистрацию фирменного наименования как средства индивидуализации юридического лица осуществляет Федеральная налоговая служба Российской Федерации, регистрацию товарного знака и знака обслуживания Федеральная служба по интеллектуальной собственности. При этом данные регистрационные режимы имеют свои особенности и различия, в то же время имеется ряд проблем осуществления названных регистрационных режимов.
Регистрационный режим является основополагающим началом при создании и дальнейшем использовании любого средства индивидуализации. Государственная регистрация средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг, осуществляют два различных регистрирующих органа, при этом имеются существенные различия в регистрационных режимах рассматриваемых средств индивидуализации.
Фирменное наименование, как средство индивидуализации юридического лица, регистрируется одновременно с регистрацией юридического лица. При регистрации юридического лица регистрирующим органом вносятся данные о фирменном наименовании в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). В настоящее время органом, регистрирующим юридические лица в Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба (далее – ФНС РФ). С 1 июля 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», принятого во исполнение Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на ФНС России возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Постановление было принято в интересах юридических лиц с целью сокращения административных барьеров и реализации принципов «одного окна».
Процедура регистрации товарного знака и знака обслуживания осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам (далее – Федеральная служба по интеллектуальной собственности).
24 мая 2011 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам».
В соответствии с названным Указом Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, на которую возложены следующие функции:
а) контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и т.д.;
б) оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности;
в) нормативно-правовое регулирование вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Сама процедура регистрации товарного знака и знака обслуживания значительно отличается от процедуры регистрации фирменного наименования.
Во-первых, данную процедуру, как выше было сказано, осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
Во-вторых, процедура регистрации товарного знака и знака обслуживания, более длительная и сложная, так как вновь создаваемый товарный знак и знак обслуживания должен пройти обязательную экспертизу на законность его содержания, а также на новизну и сходство до степени смешения с ранее зарегистрированными товарными знаками и знаками обслуживания. Федеральная служба по интеллектуальной собственности осуществляет полномочия по приёму, регистрацию и экспертизу заявок на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, заявок на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на него, а также заявок на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара.
В-третьих, запись о регистрации товарного знака и знака обслуживания вносится в Единый государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания, который ведёт Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
В-четвёртых, факт государственной регистрации подтверждается Свидетельством на товарный знак или Свидетельством на знак обслуживания, которые являются срочными и выдаются сроком на десять лет.
В-пятых, важной отличительной особенностью регистрационного режима товарного знак (знака обслуживания) является запрет на регистрацию тождественных или схожих до степени смешения товарных знаков и знаков обслуживания не только с аналогичными товарными знаками и знаками обслуживания, но и с зарегистрированными ранее фирменными наименования. При проведении экспертизы товарного знака и знака обслуживания регистрирующий орган проверяет их новизну не только в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания, но и в ЕГРЮЛ.
Законодателем достаточно чётко определено понятие «сходство до степени смешения» фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания.
Так, в соответствии с п.3 ст. 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), не допускается использования фирменного наименования тождественного фирменному наименования другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если юридическое лицо осуществляет аналогичный вид деятельности.
При этом проблемой является отсутствие законодательного регулирования количества видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами. Российское законодательство не содержит каких-либо ограничений по количеству видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом и включённых в устав юридического лица. Юридическое лицо вправе добавить или изменить виды деятельности в любое время без каких-либо ограничений. При этом в законодательстве отсутствует обязанность юридического лица на смену фирменного наименования, в случае изменения или добавления видов деятельности, ранее указанных в уставе, с присвоенными кодами Росстата. Также в законодательстве отсутствует обязанность юридического лица, изменившего виды деятельности, проверять вновь зарегистрированные фирменные наименования с аналогичными видами деятельности и в случае обнаружения таковых изменить свое фирменное наименование, в определённые сроки. При этом неясным является вопрос о том, кто из правообладателей фирменного наименования обязан вносить изменения или прекращать использовать своё средство индивидуализации. Юридическое лицо, чьё фирменное наименование было внесено в ЕГРЮЛ ранее, или же юридическое лицо, которое сменило виды деятельности и начало осуществлять иные виды деятельности под ранее зарегистрированным фирменным наименованием, не проверив в ЕГРЮЛ сходство своего фирменного наименованиями с вновь созданными организациями.
Открытым остаётся вопрос к компетенциям какого органа должны относится обязанности контроля за законностью использования средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг, к ФНС РФ или Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее – ФАС РФ).
Проблемой является также, реализация закрепленной в законодательстве обязанности по прекращению использования тождественного или сходного до степени смешения фирменного наименования только по требованию правообладателя.
Сложности возникают в процессе выявления правообладателем фирменного наименования тождественного или схожего фирменного наименования другого юридического лица, так как ежедневно регистрируется огромное количество фирменных наименований. Кроме того, ежедневно ранее созданные юридические лица добавляют или изменяют свои виды деятельности, не внося при этом изменений в свое первоначальное фирменное наименования, тем самым появляются юридические лица с аналогичными видами деятельности и тождественными или схожими до степени смешения средствами индивидуализации, создавая незаконную конкуренцию и обманывая потребителей.
В связи с ежегодным возрастанием незаконной конкуренции и соответственного незаконного использования средств индивидуализации, назрела необходимость государственного контроля за законностью использования средств индивидуализации. Полномочия по контролю за законностью использования средств индивидуализации целесообразно отнести к ФАС РФ. Кроме того ФАС РФ, равно как и ФНС РФ должен обладать правом на предъявление иска к правообладателю фирменного наименования не соответствующего требованиям российского и международного законодательства.
В целях избежания споров о тождественных или схожих до степени смешения фирменных наименований юридических лиц с аналогичными видами деятельности, считаем целесообразным внести изменения в п.3 ст.1474 ГК РФ и исключить: «…если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность», и изложить п. 3 ст. 1474 ГК РФ в следующей редакции: «Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения если фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица».
В избежании тождественных или сходных до степени смешения средств индивидуализации, законодатель предусмотрел запрет на регистрацию товарного знака или знака обслуживания с тождественным или сходным до степени смешения фирменным наименованием, товарным знаком или знаком обслуживания. При этом законодатель оставил без внимания запрет на регистрацию фирменного наименования с тождественным или сходным до степени смешения, зарегистрированным ранее товарным знаком или знаком обслуживания.
Порядок использование фирменного наименования, товарного знака и знак обслуживания аналогичен. Законодатель разрешил использование названные средства индивидуализации на товарах, фирменных бланках, этикетках, рекламе, объявлениях, сети «Интернет». При этом пробелом правового регулирования средств индивидуализации остаётся отсутствие запрета на регистрацию фирменного наименования тождественного или схожего до степени смешения с ранее зарегистрированным товарным знаком или знаком обслуживания.
В данной связи считаем целесообразным внести соответствующие изменения в ст.1473 ГК РФ, добавить п.6 в следующей редакции: «Не могут быть зарегистрированы в качестве фирменных наименований обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации товарным знаком. знаком обслуживания или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименований или обозначений) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированном в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у них ранее даты приоритета регистрируемого фирменного наименования».
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите конкуренции», ввёл запрет на недобросовестную конкуренцию. Запрет на недобросовестную конкуренцию является административно-правовым способом защиты исключительного права на фирменное наименование. Так, в соответствии с п.1 «Не допускается недобросовестная конкуренция» подп.4 ст. 14 «продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг»; в соответствии с п.2 ст. 14 «Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) частично предусматривает ответственность за недобросовестную конкуренцию. Так, в ст. 14.33 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена только за введение в оборот товара под чужим средством индивидуализации, при этом безнаказанным остаётся введение других видов предпринимательской деятельности под незаконно используемыми средствами индивидуализации.
Ст. 14.33. КоАП РФ предусматривает санкцию исключительно за введение в оборот товара с незаконно используемым фирменным наименованием. При этом остаётся безнаказанным введение любого другого вида предпринимательской деятельности (например, оказание услуг или выполнение работ) под незаконно используемым (чужим, зарекомендовавшим себя на рынке) фирменным наименованием, а также безнаказанным остаётся использование фирменного наименование в различных видах рекламы.
Одной из основных проблем остаётся отсутствие единого реестра, содержащего сведения обо всех средствах индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг. Отсутствие такого реестра создаёт сложности при регистрации средств индивидуализации, как потенциальным правообладателям таких средств индивидуализации, так и регистрирующим органам, при проверке средств индивидуализации на сходства до степени смешения фирменного наименования с товарным знаком или знаком обслуживания и наоборот.
Сложность регистрационного режима фирменного наименования заключается в ненадёжной проверке на сходство до степени смешения с зарегистрированными ранее средствами индивидуализации. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривает обязанности проведения регистрирующим органом правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов и проверки сходства вновь создаваемых фирменных наименований с зарегистрированными как фирменными наименованиями, так и другими средствами индивидуализации (товарными знаками).
Таким образом, в настоящее время, сходство до степени смешения или тождественность средств индивидуализации может быть определена:
1) в момент регистрации товарного знака, знака обслуживания и фирменного наименования.
2) в момент изменения или добавления видов деятельности юридического лица, являющегося правообладателем фирменного наименования или товарного знака (знака обслуживания), а также изменения видов деятельности индивидуального предпринимателя, являющегося правообладателем товарного знака (знака обслуживания).
При исключении из норм Гражданского кодекса РФ права на использование тождественного или схожего до степени смешения средства индивидуализации с зарегистрированным ранее средством индивидуализации, но при этом индивидуализирующем юридическое лицо, осуществляющее другие (не аналогичные) виды деятельности, позволит значительно сократить объём недобросовестной конкуренции и обман потребителей в Российской Федерации.
Роль государства в регулировании экономических отношений выражается в деятельности органов исполнительной власти, которые осуществляют не только регистрацию и ликвидацию коммерческих организаций вместе с их фирменными наименованиями, регистрацию товарных знаков, но и контрольные функции над законностью использования средств индивидуализации юридических лиц, предприятий, товаров, работ и услуг.
Клеймёнова М.О., к.ю.н., доцент кафедры Административного и финансового права МФПУ «Синергия»