В подписанных Президентом «проадвокатских» поправках, отменяется «разрешительный» допуск защитников к уголовным делам и уточняется порядок проведения обысков в адвокатских конторах.
Самое важное изменение касается исправления «терминологической ошибки» в ст. 49 УПК: адвокат «вступает» в дело, а не «допускается» к участию в нём. Тем самым оно закрепляет отмену так называемого «разрешительного порядка», о котором в своём определении говорил Конституционный суд.
Новая редакция ст. 58 УПК фактически уравнивает адвокатов в правах с обвинением: они могут представлять свои доказательства, если те подтверждают обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом защите не могут отказать в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию специалиста для разъяснения тех или иных вопросов.
Кроме того, ч. 3 и 4 ст. 50 УПК обязывают суд и следствие учитывать порядок участия адвокатов в качестве защитников по назначению, а дополнение ст. 450.1 регламентирует проведение обыска у них исключительно на основании решения суда. В документе должны быть указаны конкретные объекты, которые планируется найти, а также основания для проведения обыска. Адвокатское досье во время обыска изымать нельзя, а также вести его фото- или видеосъёмку.
Некоторые политические партии отметили, что правоприменительная практика по документу будет складываться не в пользу адвокатов, поскольку им по-прежнему придётся через суд получать допуск к делу или давать подписку о неразглашении.