Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила вице-премьеру Аркадию Дворковичу схему взимания налогов с зарубежных интернет-площадок, продающих товары россиянам, пишет»Коммерсантъ».
Механизм предусматривает регистрацию международных ритейлеров в Федеральной налоговой службе. Кроме того, предлагается разработать механизм автоматического сбора и учета НДС при любом заказе на иностранной интернет-площадке. Так, покупатель из России вносит предоплату, продавец оформляет заказ, и он отправляется в РФ по почте. На данном этапе отправлению присваивают штриховой почтовый идентификатор, который получают одновременно и ритейлер, и «Почта России» через систему ITMATT (программа обмена информацией между почтовыми администрациями различных стран). Заказчик, предъявив паспорт на почте, забирает свою посылку, а «Почта России», в свою очередь, уведомляет об этом ФТС, ФНС и зарубежную почтовую администрацию, которая информирует о получении заказа интернет-площадку. Последняя и должна уплатить 18-процентный налог.
Данная схема, по мнению её разработчиков, должна поставить в равное положение отечественных интернет-ритейлеров и таких известных во всем мире игроков рынка, как eBay, AliExpress, Amazon и других. По информации издания, Дворкович отдал поручение Минэкономики, Минфину и ФНС вместе с заинтересованными госорганами и организациями в срок до 21 ноября обсудить предложение АКИТ. Ассоциация была создана в 2012 году, в нее входят порядка 30 компаний, в частности, «М.Видео», «Эльдорадо», «Детский мир», Ozon, MediaMarkt.
При подобной схеме конечному покупателю придётся сразу оплачивать всю стоимость товара с учётом НДС, высказывает опасения глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. А администрирование такого сбора выльется для бюджета в куда большую сумму, чем он получит взамен. По мнению партнера Deloitte Олега Березина, заявленный АКИТ механизм напоминает «налог на Google». Согласно поправкам в законодательство, зарубежные продавцы электронного контента в РФ должны с января следующего года уплачивать НДС так же, как и их российские конкуренты. Президент АКИТ Алексей Федоров (управляющий партнер и гендиректор сети «220 вольт») рассказал «Право.ru», что меры, которые предлагает ассоциация, прежде всего, призваны «ограничить китайскую экспансию на рынок», поскольку, если этого не сделать, «российского ритейла в области мелкой бытовой техники, детских товаров и одежды просто не станет в течение ближайших пяти лет». Федоров рассказал, что сегодня 35% интернет-покупок россиян – это товары из Китая, которые не облагаются ни пошлинами, ни иными налогами, и ежегодно эта цифра растёт. «Все продавцы, и российские, и зарубежные, должны находиться в равных условиях», – считает президент АКИТ, являющийся одним из авторов законопроекта об НДС для иностранных продавцов.
Идея об уплате НДС иностранными ритейлерами уже неоднократно озвучивалась: например, в августе на совещании в Совете Федерации состоялась презентация «дорожной карты» по развитию интернет-ритейла, которая призвана увеличить отчисления в казну от участников данного рынка с 80 млн до 60 млрд руб. Ранее ФНС выступала с предложением обязать иностранные интернет-магазины создавать юрлицо в России для возможности уплаты НДС с реализуемого товара.