Госдума отложит рассмотрение законопроекта, которым предлагается лишать злостных нарушителей ГИБДД прав на срок до полутора лет. Об этом сообщает РБК со ссылкой на свои источники в депутатском корпусе.
Правительство внесло в нижнюю палату парламента подготовленный МВД законопроект в мае 2016 года, но рассматривать его начала уже Госдума нового созыва. Предложено дополнить КоАП новой ст. 12.38 (систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством). Согласно ей, водителей смогут лишать права управления авто на срок от года до полутора лет или штрафовать на 10 000 — 30 000 руб. за три серьёзных нарушения, допущенных в течение 12 месяцев. «Серьёзными» признаются 17 составов правонарушений, среди которых проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика, отказ пропустить автомобиль с преимущественным правом пересечения перекрёстков или машину со спецсигналами, разворот или движение задним ходом в неположенном месте, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, а также непредоставление пешеходам преимущества на «зебре». При этом в «общий зачёт» не пойдут нарушения, зафиксированные фото- и видеокамерами, поскольку за них ч. 31 ст. 4.1 КоАП предусматривает только штрафы.
Госдума одобрила этот законопроект в первом чтении ещё 7 октября. Тогда эксперты были уверены, что новая статья в КоАП может появиться уже до Нового года. «Человек может иметь 50, 100 штрафов и, тем не менее, продолжать ездить, поскольку у нас нет ответственности за систематические грубые нарушения ПДД», — говорил Вячеслав Лысаков, первый зампред комитета ГД по госстроительству и законодательству, лидер Всероссийской политической партии «Автомобильная Россия». Он собирался просить коллег убрать из списка нарушений непропуск пешеходов, поскольку в такой ситуации может быть «много злоупотреблений», а также поворот налево и разворот в запрещённом месте. «Зачастую знаки противоречат разметке, мы так полстраны лишим прав», — констатировал депутат.
«Список нарушений, которые внесены в законопроект, совпадает с перечнем причин подавляющего количества ДТП с пострадавшими в нашей стране, – озвучивал свою точку зрения Валерий Солдунов, председатель «Всероссийского общества автомобилистов». – Стоит отметить, что автомобилисты в большинстве своём законопослушны, именно поэтому на их фоне всегда ярко заметен «наглый» нарушитель. «Если подобные «ездоки» будут лишаться прав, то движение станет спокойней». По его мнению, в перечень нарушений законопроекта необходимо добавить ещё одно — езду по обочине.
Были и другие точки зрения. Депутат от ЛДПР Александр Шерин оценивал новеллу негативно: «Простые граждане, которые ездят не на «гелендвагенах», а на обычных российских автомобилях, будут оказываться жертвами преступлений с обычной коррупционной составляющей. Не нужно быть провидцем, чтобы отчётливо понимать, что эта норма ни к какому улучшению ситуации с аварийностью не приведёт, а приведёт к росту коррупционной составляющей».
На сбор поправок к новому чтению было отведено 30 дней, но в ноябре Госдума его рассматривать не стала, не планирует она это делать и на ближайшем декабрьском заседании. Комментируя ситуацию, Лысаков сказал РБК, что принимать законопроект наспех депутаты не планируют, поскольку тот требует полноценного обсуждения. «Законопроект коснётся миллионов автомобилистов, а не только отморозков. Под удар могут попасть перевозчики, которые полжизни проводят за рулём, это их хлеб, было бы разумнее перенести его на следующий год», — объяснил он.
Председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) и вовсе считает, что работу над проектом нужно «заморозить». «Документом предполагается лишать прав за нарушения, за которые уже предусмотрено такое наказание. Надеюсь, что эта инициатива в условиях нового позиционирования Госдумы в отношении других ветвей власти будет отложена. У правительства уже нет тех возможностей давить, какие были раньше», — сказал депутат.