Крупные пакеты акций могут быть похищены у собственника с помощью использования различных криминальных технологий. Способы противостояния криминальным посягательствам также являются весьма актуальными с точки зрения превентивной защиты компании-цели от недружественного поглощения. О них надо помнить всегда.
Для формирования крупных пакетов акций заинтересованным лицам обычно приходилось эти акции скупать у миноритарных акционеров. Этот путь более прост и относительно безопасен. Однако у менеджмента предприятия далеко не всегда имеются свободные денежные средства, которые можно использовать для скупки. Данное обстоятельство подталкивает к поиску схем, с помощью которых можно избежать массовой агрессивной скупки акций у миноритариев и одновременно обеспечить эффективный контроль над предприятием.
Наиболее распространённой схемой, позволяющей решить эту проблему, является конструкция перекрёстного владения акциями.
Сущность перекрёстного владения заключается в следующем. Потенциальная компания-цель создаёт дочернюю структуру с преобладающей долей участия в уставном капитале (51 и более процентов), в качестве остальных учредителей этой компании выступают миноритарные акционеры, которые вносят в качестве вклада в уставный капитал принадлежащие им акции предприятия. Таким образом, у дочерней структуры консолидируется контрольный пакет материнской компании. Генеральный директор компании-цели избирает сам себя на должность генерального директора дочернего общества. Создаётся конструкция, гарантирующая не только контроль над материнской компанией, но и полную несменяемость генерального директора, который на общих собраниях акционеров с завидным постоянством голосует за свою собственную кандидатуру.
Если в материнском обществе совет директоров избирается прямым голосованием, то генеральный директор в данном случае способен создать полностью подконтрольный ему орган, хотя по логике закона совет директоров является органом управления более высокого порядка, чем единоличный исполнительный.
Фактически создаётся ситуация, когда генеральный директор потенциальной компании-цели концентрирует в своих руках неограниченную власть, так как по отношению к своему предприятию он является одновременно и общим собранием акционеров с правом решающего голоса по большинству вопросов повестки дня, и советом директоров, и собственно единоличным исполнительным органом.
Такую конструкцию крайне сложно разрушить законными средствами. Компании-агрессоры, столкнувшись с описанной структурой перекрестного владения акциями, обычно отступают. И если только компанию-цель необходимо захватить любыми средствами, тогда в ход идут уже рассмотренные выше технологии хищения акций, причём похищен может быть как пакет акций материнской компании, принадлежащий дочерней, так и пакет акций дочерней компании, принадлежащий материнской. С точки зрения очередности обращения взыскания на имущество юридического лица более предпочтительным является похищение акций материнской компании у дочерней. Дочерние компании, как правило, не имеют иных активов, кроме интересующего компанию-агрессора пакета акций. Но если предложенную схему доработать с использованием механизма передачи пакетов акций в доверительное управление, то компания-агрессор, очевидно, ничего не сможет сделать, даже с использованием рассмотренных выше криминальных технологий. Придётся искать иные способы давления на менеджмент компании-цели, реализуя дурное правило, согласно которому чем лучше бизнес защищён от недружественного поглощения, тем большее внимание следует уделять личной безопасности лиц, его контролирующих.
В реальной жизни дочерней компании не всегда удаётся собрать контрольный пакет материнской, однако, участвуя в дальнейших закрытых подписках, она может довести свою долю участия в уставном капитале материнской компании до контрольной. Даже если дочерняя компания владеет всего 30% голосующих акций общества, а менеджмент контролирует ещё 25%, то конструкция всё равно получается достаточно устойчивой, так как необходимый пакет акций компании-цели находится под контролем заинтересованных лиц. Но полного спокойствия эта конструкция уже гарантировать не может.
Рассмотренная весьма эффективная схема опосредует довольно распространённый способ практически бесплатной «приватизации» предприятия её менеджментом, а потому прямо запрещена законами большинства экономически развитых государств. К нашей стране это пока не относится, поэтому перекрестное владение акциями пользуется заслуженной популярностью.
Клеймёнова М.О.