Как «театр начинается с вешалки», так любая деятельность коммерческого либо некоммерческого характера начинается, с юридической точки зрения, с момента её государственной регистрации и получения соответствующего статуса, в данной статье речь пойдёт о получении статуса юридического лица.
Порядок регистрации юридического лица подробно описан в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Более того, идя в ногу со временем, Федеральная налоговая служба РФ (далее ФНС) на своём официальном сайте в разделе «юридические лица» опубликовала довольно широкий информативный перечень часто задаваемых вопросов касательно ведения деятельности юридическими лицами от их учреждения путем создания и, соответственно, до их фактической ликвидации.
Исходя из положений Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» можно определить чёткий порядок самого процесса государственной регистрации юридического лица:
1. Для осуществления государственной регистрации налоговым органном в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определён пакет документов, для их формирования необходимо:
a. Подготовить заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме №P11001.
b. закрепить на бумаге своё решение о создании, оформленное решением единственного учредителя или протоколом общего собрания учредителей;
c. создать учредительные документы юридического лица, которые представляются в налоговый орган в двух подлинных экземплярах в случае представления лично или по почте и в одном экземпляре – при направлении в электронном виде;
d. Оплатить государственную пошлину;
e. оформить надлежащим образом документ, подтверждающий статус учредителя, если им выступает иностранное юридическое лицо.
2. Исходя из правил государственной регистрации, установленных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,необходимо определить налоговый орган, в который следует направлять сформированный пакет документов. Как правило, адресом регистрирующего юридическое лицо налогового органа, считается тот адрес, по которому находится его руководитель – директор, генеральный директор и т. п., или же, если сказать более точно, «постоянно действующий исполнительный орган компании».
В качестве адреса организации допускается использование адреса собственного офиса учредителя, в том числе и домашний адрес руководителя фирмы, а также адрес арендованного помещения. Стоит отметить, что при выборе адресом организации места, отличного от адреса места проживания руководителя, необходимо приложить в пакет документов для ФНС гарантийное письмо, а также копию свидетельства о государственной регистрации права на данное помещение или договор аренды.
3. Непосредственно предоставить сформированную документацию в налоговый орган, осуществляющий регистрацию.
Предоставить документы возможно лично или через представителя непосредственно в налоговую инспекцию или в многофункциональный центр, а также удаленно по почте с объявленной ценностью и описью вложения или воспользовавшись интернет-сервисом «Подача электронных документов на государственную регистрацию» расположенным на официальном сайте ФНС.
Далее, по истечению пятидневного срока, отводящегося для осуществления проверки всей полученной документации, налоговый орган выносить свое решение — положительное или отрицательное. Это зависит от «чистоты» составленной документации, а также соответствию действительности всех предоставленных в налоговый орган сведений. Если решение положительное, то заявитель получает свидетельство о государственной регистрации юридического лица, один экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа, а также лист записи ЕГРЮЛ если же решение отрицательное – заявитель на государственную регистрацию юридического лица получит решение налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица с указанием нарушенных заявителем требований по регистрации.
Хотелось бы отметить, что старания ФНС по упрощению процесса регистрации юридических лиц не прошли даром – соглашения с многофункциональными центрами, а также интернет-сервис регистрации расширили территориальные возможности обслуживания лиц налоговым органом. Не достаточно совершенными, к сожалению, остаются некоторые установленные формы документации, предоставляемые в налоговый орган при регистрации и разработанные им же. Речь идет о дублировании информации о заявителе, в случае совпадения параметров заявителя и учредителя, при условии нахождения в регистрируемой организации единоличного участника, содержащихся, к примеру, в листах В, Е, а также страницах 1,2 листа Н формы заявления о государственной регистрации юридического лица при создании №Р11001, лишить объёмности которой возможно добавлением в лист сведений о заявителе соответствующей отметки о совпадении сведений.
К сожалению, на практике при работе с, введенными с июля 2013 года, новыми формами заявлений остается много вопросов. Это связанно с некоторой «несовершенностью» предоставленных ФНС форм заявлений. В данной ситуации, Заявителям остаётся уповать на упрощение, доработку, а также плавное введение необходимых изменений специалистами ФНС в значимую для процесса регистрации документацию.
Литература
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» собрание законодательства Российской Федерации. — 13 августа 2001 г. — №33. — Ст.3431.
Ягутян А.А.