Минфин предложил ряд основных мер в области налоговой политики на 2017–2019 годы. Речь идёт об увеличении в два раза штрафов за неуплату налогов и сборов и налоговой амнистии для самозанятых граждан. Кроме того, ведомство предлагает ввести НДС для иностранных интернет-магазинов и хочет дать гражданам возможность платить налоги друг за друга.
Нарушитель заплатит дважды
Министерство финансов планирует вдвое увеличить налоговые пени за неуплату налогов и сборов. Сегодня размеры таких штрафов составляют 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, Минфин предлагает увеличить её до 1/180. Как следует из документа, ввести такую меру необходимо «в целях повышения эффективности пени как инструмента для своевременного сбора налогов и снижения задолженностей по ним».
В настоящее время, пишет РБК, день просрочки по налоговому платежу обходится в 0,0333% от суммы задолженности, штраф, в случае принятия предложений Минфина, увеличится до 0,0555%. Сергей Водолагин, партнёр Westside Advisors, считает такую меру неконституционной. «В настоящее время, в соответствии с ГК, в случае нарушения денежного обязательства должник обязан уплатить кредитору проценты в размере ключевой ставки, устанавливаемой Банком России. Это правило действует в правоотношениях между частными субъектами. В этой связи неясно, почему при задолженности государству налогоплательщик должен уплачивать ему большую пеню, чем он уплачивал бы своему частному контрагенту», – говорит эксперт.
Согласно Конституции, в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. По словам Водолагина, установление законом разных санкций за нарушение денежного обязательства по признаку статуса кредитора – публичного или частного – соответствует этому конституционному установлению.
Иностранных интернет-ритейлеров обложат НДС
Ещё одно предложение Минфина – ввести налог на добавленную стоимость (НДС) для зарубежных интернет-ритейлеров. «С учётом опыта взимания НДС с контента, реализуемого в РФ зарубежными интернет-площадками, будут предложены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание, начиная с 2018–2019 годов, в РФ НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок», – следует из документа.
Вопрос об уплате НДС зарубежными компаниями поднимался уже не раз, в частности, на совещании в Совфеде была представлена «дорожная карта» по развитию интернет-торговли, призванная увеличить поступления в бюджет от данной деятельности с 80 млн руб. до 60 млрд руб.
С 1 января следующего года платить НДС будут компании, торгующие в России электронным контентом, они должны будут зарегистрироваться в специальном электронном учёте налоговой службы и платить налоги наравне с российскими компаниями. Минфин же предложил обложить налогом на добавленную стоимость и компании, занимающиеся продажей и физических товаров.
Прежде всего, по мнению одного из авторов поправок, президента Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Фёдорова, это позволит «ограничить китайскую экспансию на рынок». Иначе в течение пяти лет рынок российского ритейла в сфере мелкой бытовой электроники, детских товаров и одежды просто перестанет существовать, предсказывает Фёдоров. На сегодняшний день 35% интернет-покупок россиян – это посылки из Китая, которые не облагаются ни пошлинами, ни НДС, приводит он статистику, и эта цифра увеличивается ежегодно ещё на 35%. «Все продавцы, и российские, и зарубежные, должны находиться в равных условиях», – отмечает президент АКИТ.
Александр Житнич, управляющий партнёр «Алариус Консалтинг», считает, что введение НДС на покупку товаров в иностранных онлайн магазинах прежде всего ограничит круг участников рынка до крупных игроков, для которых дополнительная административная нагрузка не будет критичной. Кроме того, его словам, такая мера отразится и на конечном потребителе. «Существующий механизм взимания пошлин при почтовой доставке технически более совершенен, но такие пошлины бьют непосредственно по карману покупателя и вызывают негативную реакцию. В свою очередь, предлагаемое новшество принесёт тот же результат: в карман залезут к потребителю, но не явным способом, что, возможно, снизит его социальное неприятие», – полагает Житнич.
Введение НДС на покупки у зарубежных интернет-ритейлеров прежде всего направлено на поддержание конкурентоспособности российских интернет-магазинов, которые сегодня, в отличие от иностранных, платят этот налог, убеждён Денис Савин, старший юрист BGP Litigation. Он отмечает, что с точки зрения природы НДС, который является косвенным налогом, товары должны облагаться им по месту потребления. «Россия в данном случае не единственная страна, которая применяет такой подход. Аналогичные инициативы рассматриваются и в других странах – например, Великобритании и Австралии», – отметил Савин.
Вызывает у экспертов вопросы и сама процедура сбора НДС в соответствии с этим проектом. «Остается неясным, как зарубежным интернет-ритейлерам уплачивать налог. Будет ли он взыматься при пересечении границы или им необходимо будет становиться на налоговый учёт на территории РФ? Идею обязать физических лиц перечислять НДС в бюджет в качестве налоговых агентов на сегодня можно назвать фантастикой. Но, в любом случае, данное нововведение приведёт к росту цен на товары, реализуемые иностранными интернет-магазинами», – предсказывает Давид Капианидзе, руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm.
За недострой тоже придется платить
Ещё одно предложение касается налога на имущество для владельцев земельных участков, зарегистрировавших в кадастре сооружение на своей земле, но при этом не оформивших его в собственность. Как следует из документа, такая мера необходима «в целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учёт, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке».
Эксперты сошлись во мнении, что инициатива в целом правильная. «Тот нечастый случай, когда я поддерживаю инициативу о введении налогов на так называемый «недострой». Благодаря отсутствию государственной регистрации права собственности, многие владельцы полностью построенных и пригодных к эксплуатации объектов недвижимости пользовались наличием пробелов в законе и уходили от налогообложения. Это, в свою очередь, ставило в неравные условия добросовестных граждан и предпринимателей, получавших право собственности в установленном законом порядке», – говорит Евгений Корчаго, председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнёры».
Неясным остается лишь вопрос о том, как взимать налог, ведь незарегистрированного недостроя по закону не существует, и собственника, который должен за него заплатить, можно определить не всегда. Наталия Юрченкова, юрист BGP Litigation, считает, что есть несколько вариантов развития событий: во-первых, можно ввести коэффициенты к земельному налогу для участков под жилищную застройку при отсутствии зарегистрированных жилых объектов. В случае готовности объекта до истечения трёх лет с момента регистрации прав на участок налог можно будет пересчитать в одинарном размере и вернуть излишне уплаченный.
Ещё один возможный сценарий, по мнению эксперта, ввести оплату налога на имущество с владельцев домов, даже если они не оформили права собственности на них. «Сейчас наличие недостроенного с правовой точки зрения сооружения Росреестр может обнаружить случайно. Регистрация начала стройки могла бы исправить ситуацию. При этом суды в РФ вполне признают незавершенные объекты строительства имуществом, но с точки зрения налога на имущество незарегистрированные дома относятся к движимому имуществу как набор стройматериалов. На мой взгляд, введение коэффициентов к земельному налогу методически более правильно и стимулирует налогоплательщиков закончить строительство вовремя», – полагает Юрченкова.
Самозанятые россияне смогут выйти из «тени»
В своём проекте Минфин предлагает изменения, которые могут коснуться всех граждан страны. В их числе – освобождение самозанятых граждан от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до 31 декабря 2018 года, если они добровольно уведомят о своей деятельности (в качестве примера такой занятости в документе приводится уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми). Также ведомство планирует отменить федеральные налоговые льготы и ввести региональные и муниципальные, а их, в свою очередь, разделить на три категории, со сроками действия в пять, три и один год.
Давид Капианидзе из BMS Law Firm уверен, что госудаство таким способом надеется подтолкнуть граждан к официальному оформлению своей деятельности, чтобы в дальнейшем попытаться её использовать как источник поступлений в казну. «Однако, с учётом текущих реалий, у меня нет уверенности в том, что это приведёт к ожидаемому эффекту. В первую очередь необходимо понимать, что люди будут думать о своём будущем после двух лет налоговой амнистии. Кроме того, в настоящий момент остается неясным, каким образом данная инициатива будет реализована, как будет осуществляться регистрация людей, пожелавших покинуть «теневой сектор»», – сомневается юрист в инициативе министерства.
Помощь друга в оплате налогов
Ещё одно новшество Минфина касается улучшения условий для своевременной уплаты налогов и сборов – речь идёт о том, чтобы внести в Налоговый кодекс пункт, разрешающий гражданам платить налоги друг за друга.
Сегодня при уплате налоговых платежей нужна идентификация плательщика – налоговая служба не принимает оплату по задолженности, если она была сделана не самим налогоплательщиком, а иным лицом. В случае, если предложения Минфина будут приняты, можно будет заплатить налоги за другого человека или компанию.