Федеральным законом от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника в Закон о банкротстве внесены изменения, которые вступают в силу с 01 июля 2015 года.
В новая редакция Закона о банкротстве регулирует отношения, связанные с банкротством гражданина.
Несостоятельность (банкротство) — признанная судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Гражданин может считаться банкротом, если он не способен удовлетворить требования кредиторов и не может исполнять свои денежные обязательства.
В случаях, когда гражданин задолжал сумму от 500 000 руб. и не может погасить долг, он имеет право подать заявление в суд для признания его банкротом. Если суд примет решение в его пользу, то гражданин получает рассрочку на погашение своего долга на срок до трёх лет. За этот период запрещён выезд за пределы РФ, кроме того замораживается процентная ставка за пользование кредитом.
Прилагаемые к заявлению документы перечислены в ст. 213.4 Закона о банкротстве.
В заявлении о признании гражданина банкротом указываются наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утверждён финансовый управляющий.
Согласно положениям ст. 213.5 Закона о банкротстве заявление может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом в отношении требований, перечисленных п. 2 данной статьи. К заявлению должна прилагаться выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о наличии или об отсутствии у гражданина статуса индивидуального предпринимателя.
Суд может признать заявление необоснованным, если нет доказательств неплатёжеспособности должника и если требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа не подтверждены вступившими в законную силу судебными актами.
Гражданин может признаться неплатёжеспособным при следующих условиях:
а) если он прекратил исполнять денежные обязательства перед кредиторами и прекратил расчёты с ними;
б) если более 10% совокупного размера обязательств по уплате платежей, срок которых наступил, не исполняются им более 1 месяца;
в) размер долга превышает стоимость имущества гражданина.
Также гражданин может быть признан неплатёжеспособным и по иным основаниям, перечисленным в ст. 213.6 Закона о банкротстве.
Данный закон может помочь выбраться из долговой ямы многим должникам, благодаря плану погашения долгов (реструктуризации), которое представляет собой «мягкие» условия погашения задолженности.
В случае банкротства гражданина финансовый управляющий созывает собрание кредиторов. Заявление о проведении собрания может направить и гражданин. Неявка его на собрание не является препятствием для его проведения.
Первое собрание кредиторов проводится финансовым управляющим в рабочие дни с 8 часов до 20 часов по месту рассмотрения дела о банкротстве гражданина или в форме заочного голосования. Уведомление о проведении собрания кредиторов включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. Собрание проводится в целях утверждения или отказа изменений плана реструктуризации долгов гражданина, принятия решения об обращении в суд об отмене данного плана или о признании гражданина банкротом, а также рассмотрение вопроса мирного соглашения.
В деле о банкротстве обязательно участвует финансовый управляющий. Его кандидатура утверждается судом. Финансовый управляющий получает за свою деятельность вознаграждение, фиксированная сумма которого выплачивается единовременно после заверения процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Финансовый управляющий имеет право привлекать иных лиц в целях осуществления своих полномочий. Суд выносит определение о привлечении других лиц и об установлении размера оплаты их услуг. Права и обязанности финансового управляющего перечислены в ст. 213.9 Закона о банкротстве.
После признания судом заявления о банкротстве гражданина обоснованным, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Прекращается начисление неустоек и иных санкций. С даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки. С даты введения реструктуризации долгов гражданина его задолженность перед кредитором — кредитной организацией признается безнадежной задолженностью.
Кредитор или уполномоченный орган не позднее чём в течение 10 дней направляют финансовому управляющему и конкурсным кредиторам план реструктуризации долгов гражданина. Проект плана может направляется самим гражданином. При получении нескольких проектов плана, финансовый управляющий представляет их на собрании кредиторов. После первого собрания кредиторов финансовый управляющий представляет отчёт о своей деятельности.
Данный план, согласно ст. 213.13 Закона о банкротстве может применяться только в отношении гражданина, который имеет источник дохода, не имеет неснятой или непогашенной судимости, если он не признавался банкротом в течение пяти лет и по иным основаниям, предусмотренным данной статьёй.
План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. Требования кредиторов, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности не включаются в план реструктуризации долгов гражданина.
Согласно ст. 213.15 Закона о банкротстве к плану реструктуризации долгов гражданина прилагаются:
— перечень имущества и имущественных прав гражданина;
— сведения об источниках дохода гражданина за шесть месяцев, предшествующих представлению в суд плана реструктуризации его долгов;
— сведения о кредиторской задолженности, в том числе задолженности по текущим обязательствам;
— кредитный отчёт, полученный из бюро кредитных историй, или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина кредитной истории и полученный из бюро кредитных историй;
— заявление гражданина о достоверности и полноте прилагаемых документов, соответствии гражданина требованиям, установленным статьей 213.13 настоящего Федерального закона;
— заявление гражданина об одобрении плана реструктуризации его долгов или о возражении гражданина в отношении указанного плана в случае, если указанный план предложен конкурсным кредитором или уполномоченным органом.
План проекта должен быть одобрен собранием кредиторов.
Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина, финансовый управляющий обязан подготовить отчет о результатах исполнения гражданином, утвержденного судом, плана реструктуризации долгов гражданина.
Суд принимает решение о признании гражданина банкротом в случае, если:
— гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;
— собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, судом отменен план реструктуризации долгов гражданина;
— производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено.
В случае принятия судом решения о признании гражданина банкротом суд принимает решение о введении реализации имущества гражданин, которая вводится на срок не более чем шесть месяцев.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очерёдности:
— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми гражданин несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путём капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации сверх возмещения вреда, а также требования о взыскании алиментов;
— во вторую очередь производятся расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
— в третью очередь производятся расчёты с другими кредиторами.
После удовлетворения требований кредиторов финансовый управляющий предоставляет суду отчёт.
В течение пяти лет гражданин-банкрот при принятии на себя обязательств обязан указывать факт своего банкротства, в течение этого же срока не может быть возбуждено дело о банкротстве гражданина.
В течение трёх лет с даты признания гражданина банкротом он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» поясняются новые статьи Закона о банкротстве. Так в настоящее время недобросовестный должник имеет возможность обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве, опередив конкурсных кредиторов, которые вынуждены обращаться в суд для получения решения о взыскании денежных средств. Поскольку в подобной ситуации временный управляющий назначается по заявлению должника, недобросовестный должник сохраняет контроль за ведением хозяйственной деятельности в процедуре наблюдения, что объективно создает предпосылки для злоупотреблений с его стороны.
Действующая в настоящее время формулировка определения текущих платежей представляется чрезмерно широкой, позволяющей должнику расходовать денежные средства в процедурах банкротства в ущерб конкурсным кредиторам, требования которых включены в реестр требований. В этой связи, законопроектом предлагается ограничить определение текущих платежей (ст. 5 Закона о банкротстве) указанием на их связь с обеспечением функционирования должника, сохранностью имущества должника и проведением процедур банкротства.