В июне 2015 года Вячеслав Лысаков, первый зампред думского комитета по госстроительству, внёс в нижнюю палату парламента один законопроект, ужесточающий штрафы за нарушение ПДД. Он предложил увеличить штраф за управление автомобилем с затонированными стёклами в три раза – с 500 руб. до 1500 руб., а при повторном нарушении штрафовать уже на 5000 руб. или лишать водительских прав на срок от одного до трёх месяцев. Изменить Кодекс об административных нарушениях Лысаков решил из-за «недостаточной эффективности» действующего взыскания и ссылался на статистику МВД, по которой наблюдается «значительный рост» соответствующих нарушений («Поводов для лишения водительских прав станет больше – проект»).
«Выбрасывание мусора из окна – это показатель культуры»
Законопроект ещё не рассмотрели в первом чтении, а срок рассылки его в регионы для подготовки отзывов истекает 15 октября. Но уже сейчас Лысаков готовит предложения, которые могут войти в документ в качестве поправок ко второму чтению. Среди них есть идея о введении наказания за выбрасывание мусора из автомобиля в неположенном месте, например на ходу, рассказал «Право.Ru» Лысаков. «Выбрасывание мусора из окна – это показатель культуры, но в то же время это оскорбление общественной морали», – объясняет он и рассказывает о случаях, когда водители останавливаются и высыпают из пепельницы окурки на тротуар. Санкция проектируемой статьи может составить порядка 1500–2000 руб., прогнозирует депутат. Единожды наказанный, рассчитывает парламентарий, больше так мусорить не станет. Привлекать к ответственности будут владельца транспортного средства или водителя. При этом, возможно, будет сделано исключение для водителей автобусов.
Сложность с администрированием такого состава есть, признает Лысаков. Он предполагает, что выявлять нарушения будут сами водители, которые смогут жаловаться на «автохамов» в ГИБДД и в подтверждение своих слов прикреплять записи с видеорегистраторов. «Если нарушение будет зафиксировано на чью-то камеру, то это лучше, чем совсем никак не реагировать», – рассуждает он.
Наличие и отсутствие воспитания
Иван Соловьев, профессор Академии Управления МВД России, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, полагает, что «попытки привить эти навыки с помощью КоАП не всегда оказываются действенными. Безусловно, действенным должен быть в данном случае и административный запрет, – полагает он. – Однако в связи с нерешенным статусом записей с видеорегистраторов как допустимых и достаточных доказательств, эффективность нормы будет весьма низкой».
Пётр Шкуматов, координатор движения «Синие ведёрки», соглашается, что вопросов при применении такого наказания может быть много. «Если человек скажет: «У меня мусор из машины вылетел, я проехал, а дальше, когда видеозапись с регистратора обрывается, развернулся, доехал до места, куда он упал, поднял и поехал дальше». Как в этом случае быть? У нас же презумпция невиновности», – рассуждает он.
ГИБДД сможет изучать анонимки на водителей – идея
Депутат рассказал, что российские автовладельцы не спешат жаловаться на других участников дорожного движения, нарушающих ПДД. Одна из причин кроется в том, что они просто опасаются мести со стороны привлеченного к ответственности, рассуждает он. Сейчас при направлении заявления в ГИБДД человек должен указать свои персональные данные, которые становятся известны нарушителю. Лысаков рассказал, что изучает вопрос о том, чтобы разрешить отправлять такие заявления и анонимно. «Я буду проводить консультации», – говорит парламентарий.
Однако юристы и автозащитники не поддерживают идею абсолютной анонимности при подаче жалоб на водителей-нарушителей. «[Она] чревата тем, что аноним может представлять сфабрикованные записи, изготовленные с использованием технических средств. При этом по таким обращениям будет возбуждаться производство и тем самым потрачено время и деньги органов государственной власти, суда и лица, в отношении которого будет вестись дело об административном правонарушении», – говорит Павел Герасимов, партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн». Он также обращает внимание на то, что обращение через интернет-сайт регионального ГИБДД также не обеспечит своего рода аутентичность, если только не делать этого с использованием портала государственных услуг.
Дмитрий Липатов, партнёр компании «Деловой фарватер», опасается, что анонимки будут подавать, чтобы, например, навредить неприятному для жалующегося водителя человеку, то есть по причине какой-то личной мести. «Также будет много жалоб, поданных ради шуток. Любителей подобных развлечений достаточно много в стране. При этом нагрузка на сотрудников ГИБДД существенно вырастет, ведь нужно будет время и ресурсы, чтобы проверить все жалобы и найти среди них обоснованные», – рассуждает Липатов. Петр Шкуматов тоже идею критикует и опасается, что возникнут целые отряды «павликов морозовых», которые за плату будут отправлять сообщения о правонарушениях.
«Главное здесь – правильно отделить мух от котлет: жалобы, имеющие под собой реальную основу, от тех, которые будут подаваться из желания мести, розыгрыша или не совсем адекватными людьми, – рассуждает Соловьев. – Если такой механизм будет предложен, то это может стать ещё одним средством профилактики нарушений ПДД и обеспечения порядка на дорогах». Иван Соловьев напоминает, что анонимные жалобы в сфере соблюдения ПДД распространены во многих странах.
Предложения
Шкуматов предлагает компромиссный вариант. По его словам, анонимность заявителю можно обеспечить лишь на первом уровне – при вынесении постановления об административном правонарушении. «Не надо писать в «письме счастья» [о штрафе], что оно выписано по заявлению Васи Пупкина», – предлагает Шкуматов. Но если человек решит обжаловать постановление, то анонимность заявителя сохранять не нужно. «Если человек обжалует, то он, безусловно, должен иметь право ознакомиться со всеми материалами административного правонарушения», – полагает он.
http://pravo.ru/news/view/122228/