В данной статье автор рассматривает некоторые особенности регистрационного режима фирменного наименования при государственной регистрации коммерческой организации как единственного правообладателя.
В данной статье автор рассматривает некоторые особенности регистрационного режима фирменного наименования при государственной регистрации коммерческой организации как единственного правообладателя. Автором вынесено предложение по наложению дополнительных обязательств на потенциальных правообладателей фирменных наименований и на Федеральную налоговую службу Российской Федерации (далее – ФНС РФ), как государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Регистрационный режим фирменного наименования, равно как и регистрационный режим самой коммерческой организации имеют основополагающее значение при создании любой коммерческой организации и начала любой коммерческой деятельности.
В настоящее время фирменное наименование в Российской Федерации подлежит обязательной государственной регистрации одновременно с регистрацией её правообладателя, т.е. коммерческой организацией. Регистрирующим органом при этом ФНС России.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» коммерческая организация считается зарегистрированной с момента внесения соответствующей записи, в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).
Обязательной стороной в регистрационных отношениях всегда является субъект — должностное лицо, совершающее в одностороннем порядке действия юридически властного характера, выступающее от имени ФНС России.
Государственная регистрация фирменного наименования и его правообладателя имеет государственно-властный характер; носит индивидуальный характер; выполняет функции государственного регулирования, так как фиксирует субъективные права и обязанности регистрируемого фирменного наименования и его правообладателя.
В соответствии со ст. 1473 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), правообладателем фирменного наименования может быть исключительно коммерческая организации.
Для регистрации юридического лица одновременно с его фирменным наименованием, необходимо:
1) заполнить заявление о государственной регистрации юридического лица, в котором заявитель обязан указать полное фирменное наименование на русском языке, а также вправе указать сокращенное фирменное наименование и полное и / или сокращённое фирменное наименование на иностранном языке, языке народов Российской Федерации;
2) подготовить Устав юридического лица с указанием фирменного наименования;
3) подготовить решение / протокол о создании юридического лица, в котором также указывается фирменное наименование организации;
4) оплатить государственную пошлину за государственную регистрацию юридического лица.
Фирменное наименование должно состоять с двух частей, первая часть указывает на организационно-правовую форму юридического лица, вторая часть – это собственное наименование юридического лица.
Если в заявлении сведения о фирменном наименовании не соответствуют требованиям федеральных законов, либо вообще отсутствуют, организации может быть отказано в регистрации на основании того, что ненадлежащим образом оформленное заявление считается не поданным.
Кроме того, практика показывает, что ФНС России отказывает в государственной регистрации фирменного наименования, если оно включает словосочетания, которые имеют право использовать только определенные субъекты. Так, например, в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, организациями.
В соответствии со ст. 1474 ГК РФ, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения.
В настоящее время ФНС России как регистрирующий орган не проверяет сходство и тождественность вновь регистрируемых фирменных наименований, с зарегистрированными ранее фирменными наименованиями. Также не осуществляют данную проверку и участники вновь регистрируемых юридических лиц.
Также, необходимо возложить на регистрирующие органы обязанности по проверке соответствия заявляемого для регистрации фирменного наименования требованиям законодательства. Это предложение необходимо в качестве обеспечительной меры по реализации принципа регистрации фирменного наименования, а также внесения записи о фирменном наименовании в ЕГРЮЛ и охраны интересов правообладателя исключительного права на данное средство индивидуализации юридического лица.
В случае несоответствия фирменного наименования требованиям законодательства регистрирующий орган не должен вносить его в ЕГРЮЛ и отказать юридическому лицу в государственной регистрации.
Исследование правоприменительной практики показало, что для устранения проблем, существующих в области недобросовестной конкуренции и незаконного использования чужих фирменных наименований, необходимо возложить дополнительные обязанности как на потенциальных правообладателей фирменных наименований, так и на органы исполнительной власти, осуществляющие регистрацию фирменного наименования, а именно:
— вменить в обязанности потенциальных правообладателей при создании средств индивидуализации проверку их новизны и сходства до степени смешения с ранее зарегистрированными средствами индивидуализации;
— обязать регистрирующий орган (ФНС России) при регистрации фирменного наименования осуществлять проверку их новизны и сходства до степени смешения с ранее зарегистрированными фирменными наименованиями.
Список использованных источников:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, №52 (1 ч.), ст. 5496.
2. Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431.
3. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 10.06.2002, № 23, ст. 2102.