Минюст подготовил поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, касающиеся статуса обвиняемого, дело в отношении которого выделено в отдельное производство после заключения им сделки со следствием.
Как напоминает пресс-служба ведомства, заняться разработкой такого законопроекта в конце июля постановил Конституционный суд, рассмотревший жалобу фигуранта дела о сбыте наркотиков. Недовольство последнего вызвало то, что дела в отношении двух его соучастников после заключения ими досудебного соглашения о сотрудничестве выделили в отдельное производство. При этом во время дачи показаний подельники не были предупреждены об ответственности за ложь, которая легла в основу обвинительного приговора заявителю. Гражданин посчитал, что положения ч. 2 и ч. 8 ст. 56, ч. 2 ст. 278 и главы 401 УПК, позволяющие не предупреждать о наказании за лжесвидетельстование, ограничивают гарантии презумпции невиновности лица, против которого даются эти показания. Кроме того, положения нарушают запрет на использование недопустимых доказательств.
В своём решении КС подтвердил неопределённость статуса обвиняемого, в отношении которого дело выделено в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве. Судьи заключили, что он не является обвиняемым по основному уголовному процессу, но при этом его позиция непроцессуально нейтральна, как у свидетеля.
И вот, спустя два месяца, Минюст представил разработанные поправки: ими предлагается дополнить УПК новой ст. 275.1, устанавливающей порядок допроса фигурантов, заключивших досудебную сделку. В то же время документом предусматривается, что в судебном заседании по основному делу он может быть допрошен по правилам ст. 278, 279, 281 УПК с определёнными исключениями, но с обязательным предупреждением о последствиях нарушения досудебного соглашения.