Сейчас доработанный проект о финансовом оздоровлении проходит согласование с заинтересованными органами власти. В текущей редакции арестованное налоговиками имущество признаётся залогом, что позволяет им претендовать на 70% выручки от его продажи. Это даёт существенные преференции для ФНС перед банками, поскольку Налоговый кодекс позволяет ведомству накладывать арест на имущество недоимщиков без суда в ускоренном порядке.
По итогам обсуждения документа Шувалов поручил Минэкономразвития привести его положения в соответствие с нормами Гражданского кодекса. В результате налоговые органы смогут стать залоговым кредитором, только если арест был наложен судом. Поправки должны быть представлены в правительство к 8 февраля. Уже в конце месяца он может оказаться и в Госдуме, а в ближайшие две недели предстоит согласование в государственно-правовом управлении, рассказал один из участников совещания.
Подход, когда очерёдность зависит от того, кто первым наложил арест, неправильный, отмечает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Варварин. По его мнению, в проекте до сих пор есть спорные положения. Так, чтобы убедиться в платёжеспособности должника, арбитражный суд должен установить, что в среднесрочной перспективе ему не грозит банкротство. «Непонятно, зачем должнику получать заключение на отчёт о финсостоянии до подачи заявления о начале реструктуризации, – добавляет Варварин. – Это лишь затруднит начало процедуры и приведёт к дополнительным расходам».
Существующая модель получения залоговых прав и так делает бюджет догоняющим, считают в ФНС. Налоговые органы могут наложить арест лишь после неуплаты налогов, а большинство кредиторов, наоборот, могут взять имущество в залог ещё до признаков неплатёжеспособности должника. В ведомстве указывают на необходимость выстраивания модели, которая защитит интересы бюджета до того, как компания станет банкротом.
Право.ру