Первое дорожно-транспортное происшествие – наезд авто на пешехода было зарегистрировано ещё в 1896 г., т.е. всего через 10 лет уже после изобретения авто. В 1899 г. подобное же происшествие завершилось гибелью человека. С тех времен число ДТП постоянно увеличивается. Это вызывает вполне аргументированную тревогу. Безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием абсолютно всех составляющих комплекса «водитель – автомобиль – среда движения». Между тем малая надёжность компонентов этой системы (низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомашин и дорог) является предпосылкой дорожно–транспортных происшествий.
Проблема безопасности дорожного движения, обеспечение эффективной защиты жизни и здоровья людей в последние годы приобрела особую, важнейшую роль в жизни государства.
Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения и травмы свыше 280 тысяч человек. На российских дорогах за последние 9 лет погибли 9852 ребёнка в возрасте до 16 лет, травмированы 209223 ребёнка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2011 годы составил 571 407 человек.
Обеспечение безопасности дорожного движения в России является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, экономических и социальных проблем, содействия региональному развитию, повышения качества жизни.
Главная причина заключается в наличии сохраняющихся проблем в обеспечении безопасности дорожного движения, в частности в недоработке и не совершенстве законодательства, регулирующего данные отношения.
Стоит отметить, что в развитых странах уровень дорожно-транспортного травматизма значительно ниже чем в России, однако и там его снижение рассматривается как важнейшая задача.
Актуальность данной проблемы подтверждается особым вниманием, которое уделяет мировое сообщество данному вопросу. Организация Объединённых Наций (Далее — ООН) характеризует положение с безопасностью дорожного движения как всемирный глобальный кризис. Масштаб дорожно-транспортного травматизма соответствует масштабу проблемы, угрожающей национальной безопасности Российской Федерации.
В 2008 году было принято Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации», которое утвердило транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, что в дальнейшем послужило созданию федеральных программ «Повышения безопасности дорожного движения», которые так же утверждались Правительством РФ, данная активность в области обеспечения безопасности дорожного пространства не может не радовать, ведь в данной ситуации государство всеми силами пытается улучшить состояние дорожного потока в государстве.
В России органы исполнительной власти и местного самоуправления не несут должной ответственности за состояние безопасности дорожного движения, в частности дорожного покрытия. Как следствие, мероприятия и программы, реализуемые как в субъектах Российской Федерации, так и по стране в целом, носят разрозненный характер, не связаны в единой системе и направлены преимущественно на решение локальных, текущих задач, а не на решение проблемы в целом.
В настоящее время разрабатываются совместные стратегии и тактики действий всех федеральных министерств, органов исполнительной власти регионов и общественных организаций, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения. Единый правовой порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации по настоящее время определяется Правилами Дорожного Движения утверждённые Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 19.12.2014) «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) более 20 лет назад.
Сам по себе этот факт вызывает вопрос о том, почему до сих пор не разработан и не принят Федеральный закон о правилах дорожного движения, ведь речь идёт о важнейшей области правовой охраны общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения на всем пространстве крупнейшего государства мира.
Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации непосредственно связано с результатами социально-экономических и политических преобразований, развитием развитого гражданского общества, в следствии чего не может быть решена без совместного взаимодействия государства и общества. Особая роль в этом отведена органам Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Государственной автомобильной инспекции) Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Принятый 10 декабря 1995 году Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014 — далее Закон о БДД) уже не способен в полной мере воздействовать на снижение аварийности и травматизма на дорогах, поскольку за прошедшее десятилетие в стране произошли существенные изменения в законодательстве, системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, содержании и формах реализации предоставленных им полномочий, а так же из приведенной выше статистики следует, что ситуация на автомобильных дорогах России за последние 7 лет не изменилась.
В настоящее время, отсутствует чёткое понимание, что есть «безопасность дорожного движения», поскольку согласно абз. 2 ст.2 Закона О БДД, под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. При этом безопасность дорожного движения определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абзац 3 ст.2 Закона о БДД). Таким образом безопасность дорожного движения является одной из качественных характеристик самого процесса дорожного движения и является составной частью данного процесса на всех его стадиях.
Важной проблемой и как следствием недостатка Закона о БДД является часто встречающиеся бланкетные нормы, обращение к которым невозможно в силу того, что их реализация предполагает принятие дополнительных нормативных правовых актов различной юридической силы.
К примеру, в статье 9 Закона о БДД предусматривается, что «порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации». Статья 14 Закона о БДД содержит норму, согласно которой «основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения».
Таким образом, отсылочные нормы, предусматривающие необходимость наличия законодательных или иных нормативных правовых актов, имеются и в ряде других статей.
Согласно ст.2 Закона о БДД процесс обеспечения безопасности дорожного движения — это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. В связи с этим возникает вопрос, состояние дорожного покрытия и его улучшение так же является обязанностью государственных органов по обеспечению безопасности дорожного движения или же это отдельная задача не входящая в рамки определения данного процесса.
Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Они очень разнообразны и охватывают практически все сферы общества и государства. Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Обухов А.А.