• г. Москва, ул. Привольная, д.65/32
    г. Москва, переулок Васнецова, 9с1, офис 403
  • 7 (499) 343-28-20, 8 925 339-19-26
  • pjs-law@yandex.ru
Налогообложение и бухгалтерский учёт

К данной группе споров относятся:
— Споры об оспаривании актов ФНС РФ.
— Споры об оспаривании действий / бездействий ФНС РФ.
— Споры об оспаривании действий / бездействий должностных лиц.
— Дела о привлечении к административной ответственности за налоговые правонарушения.

Административный — это возможность обжаловать ненормативный акт налогового органа, а также его действие или бездействие в вышестоящий налоговый орган, в соответствии с правилами, установленными статьёй 138 НК РФ.

Административный способ защиты прав налогоплательщика можно подразделить на апелляционный и простой порядок обжалования.

Рассматривая апелляционный порядок обжалования, необходимо отметить, что такой порядок регулируется статьями 101.2 и 139 НК РФ. На решение налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, до того момента, как это решение вступит в силу, может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней с момента вынесения такого решения. Апелляционная жалоба на решение налогового органа должна быть подана в налоговый орган, вынесший решение. В свою очередь данный налоговый орган в течение трёх дней должен направить данную жалобу в вышестоящую инспекцию со всеми прилагающимися документами.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган, согласно статье 140 НК РФ имеет право:
— Оставить решение нижестоящей налоговой без изменений, а жалобу – без удовлетворения.
— Отменить или изменить решение нижестоящей инспекции полностью или в части и принять новое решение по существу вопроса.
— Отменить решение и прекратить производство по делу.

При простом порядке обжалования решения налогового органа по истечениИ 10 дней с даты его принятия, то есть после вступления решения налогового органа в законную силу жалоба преобразуется в простую, и может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение года (п. 2 ст. 139 НК РФ).

При этом необходимо отметить, что срок подачи такой жалобы составляет три месяца с момента, «когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав» (п. 2 ст. 139 НК РФ). Так, в случае если фирма узнала, что её права нарушены, то в течение трёх месяцев она может обратиться с жалобой, но только в том случае, если эти три месяца и сам факт обнаружения укладываются в рамки одного года с даты вынесения решения.

В соответствии с п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения простой жалобы могут быть приняты следующие решения:
— Оставить жалобу без удовлетворения.
— Отменить акт налогового органа.
— Отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении.
— Изменить решение или вынести новое решение.
— Если речь идёт о бездействии налоговойцелом или одного из чиновников, то вышестоящая налоговая или вышестоящий чиновник могут принять решение по существу, то есть поработать за того, кто бездействует.

Таким образом, для того, чтобы принять решение по жалобе у вышестоящей инстанции есть один месяц со дня её получения, но в случае необходимости (п.3 ст. 140 НК РФ – в случае если нижестоящий налоговый орган не предоставил необходимых документов) этот срок может быть продлён. Время, которое можно потратить на запрос этих бумаг, не должно превышать 15 дней. Таким образом, для того, что бы разобраться в жалобе, у вышестоящего налогового органа есть имеется 45 дней. После принятия соответствующего решения по жалобе заявителю должны сообщить в течение трёх дней в письменной форме.

В последнее время именно административный порядок защиты прав налогоплательщиков стал одной из ключевых тем обсуждения среди специалистов в области налогообложения. Дело в том, что с 1 января 2009 года в силу вступили поправки к НК РФ п. 5 ст. 101.2 НК РФ:

«Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу».

Ранее в отношении досудебного обжалования действовала норма п. 1 ст. 138 НК РФ, которая не исключала одновременного обжалования решения в налоговый орган и в суд. Следовательно, налогоплательщик мог пренебречь жалобой в вышестоящий налоговый орган, если считал его неэффективным.

Необходимо обратить внимание, что указанные изменения в НК РФ относятся только к обжалованию решений налоговых органов, к действиям или бездействию они отношений не имеют. Следовательно, у налогоплательщика по прежнему есть шанс сразу обратиться в суд, не тратя время на жалобу. Например, налоговым органом принято решение об отказе в налоговых вычетах. В данном случае можно обжаловать как само решение, так и оспорить действия налоговой по невозврату или незачету.

Среди заявлений об обжаловании нормативных актов выделяют:
— Обжалование решения о доначислении налога и пени,предусмотренные п. 3 ст. 40 НК РФ.
— Решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счёт денежных средств, находящихся на счетах организации-налогоплательщика (налогового агента) в кредитной организации, предусмотренные п. 2, 3, 4, 5 и 6 ст. 46 НК РФ.
— Инкассовые поручения (распоряжения) о таком списании налога, сбора, а также пеней со счетов налогоплательщиков в банке, предусмотренные в той же ст. 46 НК РФ.
— Решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 6 ст. 64 НК РФ).
— Решения налогового органа о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика (ст. 76 НК РФ).
— Решения об аресте имущества налогоплательщика как способе обеспечения исполнения налоговой обязанности (ст. 77НК РФ).
— Решения (постановления) налогового органа о доначислении суммы налога и пени, когда при контроле за полнотой исчисления налога налоговый орган усомнился в правильности применения налогоплательщиком цены сделки (п. 3 ст. 40 НК РФ).
— Акты о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком, налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах(п. 1 ст. 101, п. 8 ст. 101.1 НК РФ).
— Решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения первичных жалоб, и так далее.

Порядок и сроки обращения в вышестоящую инстанцию нашли свое отражение в ст. 139 и 101.2 НК РФ. Обратиться в вышестоящую налоговую фирма можно по средствам письменной жалобы (п. 1, 3 ст.139 НК РФ).

После того как досудебная стадия пройдена, или если налоговый спор имеет своим предметом действие или бездействие чиновников, налогоплательщик может переходить к следующей стадии – судебному спору. Данное право предоставлено ему статьями 137 и 138 НК РФ. Выбор «вида» суда в данном случае зависит от «личности» налогоплательщика. Если он юридическое лицо, то обращаться надо в арбитражный суд, если физическое – то в суд общей юрисдикции.

Судебный способ защиты начинается с написания заявления об обжаловании решений, действий (бездействий) налогового органа в суд.

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

В случае если данное заявление (жалоба) подана юридическим лицом, то она рассматривается арбитражным судом, в соответствии с правилами главы 24 АПК посвященной рассмотрению дел «об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц».

В статье 199 АПК изложены требования «к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными».

Во-первых, такое заявление должно соответствовать правилам, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2, 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК. То есть, оно должно быть:
— Подано в арбитражный суд в письменной форме.
— Должно быть подписано истцом или его представителем.
— В нём должно быть указано название арбитражного суда, в который подается иск.
— В нём должны быть указаны наименование истца, его местонахождение.
— Перечень прилагаемых документов.
— Истец обязан направить заказным письмом с уведомлением о вручении копии искового заявления всем лицам, участвующим в деле, а также копии прилагаемых документов, в случае их отсутствия.

Во-вторых, это заявление должно содержать следующие сведения:

1. Наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемое действие (бездействие).
— Название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действия.
— Права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действием (бездействием).
— Законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).
— Требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 126 АПК РФ к данному заявлению должны быть приложены следующие документы:
1) Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, отсутствуют. То есть надо приложить документ с почты о том, что все эти бумаги вы действительно направляли по всем нужным адресам. Кстати, время отправки ограничено только тем, что оно должно предшествовать или совпадать с временем направления искового заявления в суд.

2) Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении государственной пошлины.

3) Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. В данном случае это во-первых, сам оспариваемый акт, а во-вторых, например, документы, подтверждающие ваше право на зачёт или возврат, то есть те, которые вы налоговой уже показывали, но действия они не возымели.

4) Копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

5) Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления (например, выписка из приказа о назначении генерального директора).

6) Копии Определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска (если оно, конечно, есть).

7) Документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.

С 01.01. 2009 года по некоторым спорным вопросам налогоплательщику необходимо обращаться сначала в вышестоящие налоговые органы, а потом уже в суд.

В соответствии с п. 4 ст.198 АПК предусмотрен трёхмесячный срок для обращения с заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными в арбитражный суд. Этот срок является процессуальным, соответственно, если он пропущен по уважительной причине, то может быть продлен в соответствии со статьей 117 АПК. Для этого необходимо подать вместе с исковым заявлением ходатайство о восстановлении срока.

В соответствии со статьёй 200 АПК, данное заявление рассматривается судьёй единолично, в срок, не превышающий двух месяцев с момента поступления этого документа в суд, включая время, затраченное на подготовку.

По итогам рассмотрения дела арбитражный суд в соответствии со статьёй 201 АПК может:
— Признать оспариваемый акт не действительным или решение незаконным полностью или в части и установить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца.
— Признать оспариваемые действия (бездействие) незаконными и установить обязанность соответствующих должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или каким либо иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца в установленный судом срок.
— Отказать в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.

В случае если заявление об обжалование решения, действия (бездействия) налоговых органов подаёт физическое лицо, то применяются правила подраздела III, раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ, в порядке производства, вытекающего из публичных правоотношений.

В соответствии со ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьёй единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23, главами 24 — 26.2 ГПК РФ и другими федеральными законами.

В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Необходимо также отметить, что в соответствии с правилами ст. 250 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.